Принципы
марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса
«Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру
(1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская
война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в
работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной
собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (1886) и других.
Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.
Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.
Маркс и
его последователи считали, что их представления о развитии общества являются
единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в
утопизме.
Критикуя
капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию
социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований.
Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали
важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была
в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по
способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и
относился к любой ее форме резко отрицательно.